Школа как пространство доверия

          В Кодексе Республики Беларусь об образовании декларируется необходимость создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества участников образовательного процесса, что является основой благоприятных условий для формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающихся.
            Созданию и поддержанию дружественной и комфортной среды для успешной социализации и эффективного развития детей в значительной степени содействует сформировавшаяся в психологической науке и практике и нашедшая применение в школах идея безопасного пространства.
       В психологической науке понятие «безопасное пространство» тесно связано с понятием «базовое доверие», которое формируется к окружающему миру в лице взрослых на ранних этапах жизни ребенка и является фундаментом здорового развития. Обеспечить ребенку ощущение безопасности в школе невозможно без пространства доверия. Школа создана для детей, и поэтому она должна быть настроена на природу процесса развития личности ребенка, организация и поддержка которого является ее сутью. Создание в учреждениях общего среднего образования пространства доверия имеет в себе цель сделать школу действительно безопасной и комфортной для учащихся средой, способствующей их развитию. Важнейшая роль в формировании доверия, обеспечении психологической безопасности и психологического комфорта ложится на педагогический коллектив школы. При этом важно делать акцент на необходимость позитивной установки дружественности, основу которой составляет высокий уровень доверительных, открытых межличностных отношений, основанных на ценности каждого человека.
      Для укрепления профессионального потенциала педагогических работников по созданию благоприятного психологического климата в учреждениях общего среднего образования специалистами Республиканского центра психологической помощи Института психологии БГПУ имени М. Танка   была разработана стратегия создания в школе пространства доверия. В 2023/2024 учебном году в рамках реализации совместного проекта Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь при поддержке Министерства образования Республики Беларусь сотрудники РЦПП осуществляют пилотирование стратегии «Школа как пространство доверия» в учреждениях общего среднего образования.
             Задачи, которые решаются в ходе реализации проекта:
– профилактика эмоционального выгорания педагогических работников;
– создание доверительных отношений между учащимися и педагогами;
– помощь в развитии стрессоустойчивости и жизнестойкости у учащихся;
– повышение компетентности педагогов в разрешении сложных ситуаций, возникающих в образовательном процессе.
Предполагаемые результаты проекта.
             Формирование в школах пространства доверия будет содействовать:
― установлению между учителями и учащимися доверительных отношений (понимание,
поддержка, принятие), которые создают ощущение комфорта и безопасности;
― внедрению стратегий общения, основанных на принципах необвинения и ориентированных на понимание и решение проблем детей и подростков;
― развитию у педагогов навыков видеть и признавать позитивную цель, которая стоит за «сложным» и вызывающим поведением детей, и умению помочь им найти эффективные способы совладания с трудными ситуациями;
― предотвращению проявлений агрессивного и аутоагрессивного поведения, профилактике буллинга в школьной среде.
           В апреле 2024 года педагоги государственного учреждения образования «Поколюбичская средняя школа» приняли участие в обучении основам данной стратегии. Участники обучения на теоретическом и практическом уровнях работали с основными модулями программы.
Таким образом, в уже в 2023/2024 будет дан старт реализации программы «Школа как пространство доверия» у нас в школе.